Нет бывшей страны, строй сменился и век
Жить стали, как будто сначала.
А Вы остаётесь сквозь времени бег
Для целой страны ИДЕАЛОМ.
Не спутать вовек никому никогда
Ваш голос и тёплый, и низкий,
И в сердце уже не погаснет звезда
Любимой НАРОДНОЙ АРТИСТКИ.
Я давно хотел написать о ней, о своей любимой певице, певице, которую не просто любил, но и боготворил, как женский идеал с самого детства, с того самого момента, когда начал осознавать прекрасное в этом мире, и когда это прекрасное воплотилось в том единственном, имя которому Эдита Пьеха.
Сейчас думаю, как это всё могло произойти, почему именно она? Почему именно на её голос так среагировала моя душа? Как случилось так, что ритм её песен совпал с моим сердцебиением? Родители не прививали, в школе не проходили – а вот совпало. И не у одного меня.
Помню, как в пятом классе на уроке пения, тогда ещё у нас были эти замечательные уроки пения, вызванный к доске, спел «Песню о тревожной молодости», подражая Пьехе, копируя низкий голос и иностранный акцент. В классе хохот, а я стою гордый, уверенный, что по-другому петь нельзя.
Эта книга сделана на основе интервью, которые на протяжении многих лет давала певица самым разным корреспондентам и журналистам, телеведущим и музыкальным критикам. Собрать материал было не сложно: у Эдиты Станиславовны огромная армия поклонников, которые на протяжении всего её творческого долголетия собирали и хранили в папочках всё то, что о ней писали, все фотографии, которые когда-либо были опубликованы в газетах и журналах. Именно они и настояли на том, чтобы я начал писать эту книгу, сказав: «Ты должен, Баладжаров, сделать это. А материалом мы тебя снабдим». И ведь снабдили.
Труднее всего оказалось сделать из всего этого книгу, потому что не хотелось повторений, а с годами каждое интервью выравнивалось, наслаиваясь на уже известные биографические факты, которые пришлось отбирать, просеивая, как через сито, оставляя самое интересное и необычное. И этого интересного оказалось достаточно, чтобы книга всё-таки получилась.
Я не буду перечислять всех имён, которые в той или иной мере оказались причастными к созданию этого произведения, я просто хочу выразить им свою благодарность и низко поклониться за преданность и самоотверженность, за память и любовь.
Говорят, звезду делает свита. Наверное. И это большое счастье, когда у звезды есть такая достойная свита. Да что там свита! – армия, настоящая армия поклонников, которая неотступно на протяжении стольких лет следует за своей королевой. Королевой песни.
Сегодня невозможно представить не только нашу эстраду, но и жизнь, без этой певицы. Яркая, неповторимая, любимая ни одним поколением, она стала воплощением шарма и вкуса миллионов. О ней пишут, спорят, говорят, ею восхищаются и боготворят. Голос её невозможно спутать ни с одним другим, а репертуар вымерен до мельчайших нюансов. И даже сейчас, когда на сцене так много новых и ярких исполнителей, раскрученных по всем законам шоу-бизнеса, занять её нишу никому не под силу. Потому что она – истинная королева песни.
Да, сколько интервью самым различным СМИ дала за эти годы Эдита Станиславовна! Кажется, всё уже рассказала и о себе, и о своём творчестве. Ан нет. Ещё да промелькнёт какое-нибудь новое откровение, и снова тронет нас своей простотой и открытостью. И не надо думать и гадать, в чём причина её такого поистине ошеломляющего успеха. Всё закономерно. Она хотела петь, и пела, так, как только одна она могла это делать: трогательно, неповторимо, искренне. Под её песни мы влюблялись и расставались, взрослели, строили города, радовались жизни и горевали о несбыточном. Мы подражали ей, её манере одеваться и держаться, считая незыблемым эталоном вкуса. И сейчас, когда смотришь на полные залы, которые она до сих пор собирает, видишь восторг, который испытывает каждый зритель и благоговение перед её искусством, понимаешь, что причина её популярности одна – это искренность и невероятная ответственность перед сценой и слушателями.
Помню, как на одном из концертов она спела известную песню из репертуара Клавдии Ивановны Шульженко «Руки», спела проникновенно, трагично, и… по-своему. При этом, упомянув имя Клавдии Ивановны, сказала, что возможно, споёт как-то не так, но думает, что великая певица на неё не обидится.
«Какая умница! – подумал я тогда. – В то время, как отечественные исполнители сделали чёрт знает что из нашей эстрады, Пьеха, полька по национальности, трепетно хранит и оберегает музыкальную культуру этой страны».
И ещё вспомнился случай. Эдита Станиславовна сломала ногу и долго лечилась. И вот очередная госпитализация, она легла в МЧС-овскую больницу, что находится в районе площади Ленина у Финляндского вокзала. Собираюсь передать ей цветы. Подошёл к ларьку и стал выбирать белые розы.
- Для девушки? – спрашивает продавщица.
- Для самой красивой женщины на свете, - отвечаю, - которая, к сожалению, сейчас лежит в больнице.
- Эти розы ей обязательно понравятся, - продолжает продавщица.
- Не знаю, - отвечаю задумчиво, - уж больно женщина не простая.
- Богатая?
- Известная.
- А я её знаю?
- Её все знают.
???
- Это Эдита Пьеха.
Моя продавщица сразу делается серьёзной:
- Постойте здесь минуточку, - говорит мне, - я сбегаю за свежими цветами.
И действительно, минуты через три прибегает с прекрасными цветами.
- Вот, - говорит, - и денег не надо, пусть выздоравливает скорее. Мы все её очень любим. И не говорите ничего, передайте просто.
Вот она, любовь народная, беззаветная, которую не купишь ни за какие деньги, и никакие продюсеры не смогут её навязать. Она или есть, или её нет.
Эдита Пьеха прошла долгий путь к собственной славе, и не всегда путь этот был усыпан розами. Прошла его от польского землячества, в хоре которого пела, будучи студенткой философского факультета Ленинградского университета, до Народной артистки Советского Союза – высшего звания для артиста, которое теперь уже после распада СССР и не получить.
Она работала с выдающимися композиторами, такими как А. Флярковский, О. Фельцман, М. Фрадкин, А. Петров, Г. Портнов, С. Пожлаков, Э. Успенский, Я. Френкель, А. Пахмутова, Р. Паулс. С ярчайшими поэтами современности – Р. Рождественским, А. Вознесенским, И. Шефераном, Е. Долматовским, Л. Ошаниным. Являясь солисткой ансамбля «Дружба», которым руководил талантливейший музыкант и композитор Александр Броневицкий, она выступила в более чем сорока странах.
Несомненно, особой гордостью певицы является продолжение жизни на сцене её имени, так называемая преемственность поколений. Дочь Илона – певица, внук Стас Пьеха сегодня один из самых популярных и перспективных эстрадных исполнителей.
Эдита Станиславовна имеет множество титулов и наград – все и не перечислить. Она награждена орденами «За заслуги перед Отечеством 3 и 4 степеней, орденами «Дружбы народов» и «Трудового Красного знамени». Не знаю, гордится ли сама певица своими наградами и достижениями, но мы, её поклонники, её зрители и почитатели, несомненно, гордимся тем, что живём в одно время с этим удивительным человеком, имя которому – Эдита Пьеха.
Юрий Баладжаров. 2013г. Санкт-Петербург.