Андрей Петров

Советский и российский композитор.
Народный артист СССР.


Петров Андрей Павлович
02.09.1930 - 15.02.2006

Песни

"Звёзды в кондукторской сумке" (А. Петров - Л. Куклин)
"Здравствуй"  (А. Петров - С. Фогельсон) 
"Как, почему"  (А. Петров - Н. Денисов)  1987
"На кургане"   (А. Петров - Ю. Друнина) 1968
"Ни дня без песни"  (А. Петров  - Ю. Берг) 1980
"Осень"  (А. Петров - Л. Куклин) 1965
"Песня о материнской любви"
из к/ф "Синяя птица"(А. Петров - Т. Калинина) 1976
"Песня о Синей птице" из к/ф "Синяя птица"(А. Петров - Т. Калинина) 1976
"Я  к тебе не вернусь"  (А. Петров - И. Резник)  1972

            Андрей Павлович Петров — выдающийся композитор современности, чья музыка озвучила жизнь уже нескольких поколений, Народный артист СССР, многолетний Председатель Союза Композиторов Санкт-Петербурга и Почетный гражданин этого города. В его произведениях представлены многие музыкальные жанры — от балетов и симфоний, знакомых слушателям в нашей стране и за её пределами, до популярнейших мелодий песен и романсов из полюбившихся всем кинофильмов. В нашей стране едва ли найдется человек, который хотя бы раз в своей жизни не напевал про себя песню из фильма "Я шагаю по Москве", не помнил бы сцены погони из фильма "Берегись автомобиля"... Трудно перечислить все фильмы, которые благодаря Андрею Петрову стали не только кинематографическими, но и музыкальными шедеврами. Его сочинения звучат почти во всех фильмах Эльдара Рязанова и во многих картинах Георгия Данелии. Он дебютировал в кинематографе музыкой к популярнейшему фильму 60-х годов "Человек-амфибия" с песней «Эй, Моряк!». Затем последовали другие, ставшие всенародно любимыми, из фильмов: «Путь к причалу», «Два воскресенья», «О бедном гусаре замолвите слово», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Служебный роман», «Хрусталев-машину!», «Старые клячи», «Петербургские тайны»...

            Андрей Петров — серьезный классический композитор. Его симфонические произведения исполняли известные дирижеры Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Евгений Колобов. Перу Андрея Павловича принадлежат две оперы: "Петр I", "Маяковский начинается", симфонические произведения – «Время Христа", "Мастер и Маргарита", «Прощание с…», инструментальные концерты  и четыре балета, среди которых "Сотворение мира" - он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как балет, поставленный в наибольшем количестве театров.  Для своего времени "Сотворение мира" стал "бомбой", в спектакле были собраны все суперзвезды Кировского театра мирового уровня: Михаил Барышников, Юрий Соловьев, Ирина Колпакова, Валерий Панов. Костюмы были очень смелы и нетрадиционны для того времени, музыка к балету тоже была не совсем привычной. Это было соединение принципов серьезной симфонической музыки и легкой, с элементами джаза, симфоджаза. Постановка пользовалась огромным успехом, люди специально приезжали в Питер на один день, чтобы увидеть "Сотворение мира". Не всякий композитор может похвастаться тем, что его шедевр видели и слышала зрители более чем  60 странах мира!

            Андрей Петров был очень простым, светлым, порядочным и жизнелюбивым человеком. Все, кто его знал, вспоминают его только теплыми словами. В 2011 году была издана книга «Ваш Андрей Петров. Композитор в воспоминаниях современников». Эта книга – сборник воспоминаний современников об Андрее Павловиче. Сборник интересен стремлением многих известных людей нашего времени раскрыть прежде всего человеческие качества композитора, оставившего яркий след в отечественной музыке второй половины ХХ – начала ХХI века.

            Семьей композитора и Фондом сохранения и развития творческого наследия композитора Андрея Петрова ведется постоянная работа по архивации материалов, изданию нотных сборников и популяризации творчества композитора. Проводятся детские и взрослые Конкурсы композиторов, Фестивали и многочисленные концерты. Подробнее о творчестве Андрея Петрова и деятельности Фонда композитора Вы можете узнать здесь www.fondpetrov.ru

            Большое спасибо Фонду Андрея Петрова и лично Наталии Ефимовне Петровой и Ольге Андреевне Петровой за предоставленный материал.

            Андрей Петров и Эдита Пьеха. Рассказ Наталии Ефимовны Петровой в разделе Архив / Как это было / Андрей Павлович Петров.

 Андрей Петров для "Радио России" - Санкт-Петербург, март 1977 года

"Эдита была свободнее, раскованнее, и более модно одетой, чем наши девушки. Она была очень красивой, высокой, с низким тембром голоса, с очень пикантным акцентом. Все это было очень симпатично и обращало на себя внимание. Хотя, я должен сказать, что одновременно с этим, у нее была и какая-то угловатость в движениях. Эдита не знала, куда девать руки, очень стеснялась в гостях, или в молодежной компании. Но, одновременно с ее скованностью, в ней присутствовало необычайное обаяние. Не светское, а обаяние простого, здорового, доброжелательного человека.
Я думаю, что в первый раз мы встретились с Эдитой в Консерватории на одном из студенческих вечеров. Сначала, я, признаться, был немного удивлен,  почему Шура Броневицкий для ансамбля «Липка», где поют будущие дирежеры-хормейстеры, взял студентку философского факультета Университета, не знавшую элементарных основ нотной грамоты? Но потом, когда она стала петь, я понял, что ее особый низкий грудной  тембр голоса не мог не привлечь внимание Шуры.
Манеры и мастерство пришли к Эдите позже. Но изначально, самым главным ее козырем для прохода в мир музыки стал ее неповторимый тембр голоса!
Эдита стала, безусловным  явлением на советской эстраде. Явлением ожидаемым. Это было время оттепели, время надежд, и ее появление стало очень уместным и желанным. Ее успех не случаен, потому что она абсолютно соответствовала стремлениям и чаяниям молодежи того времени.
Век песни – короток, и эстрадные исполнители тоже не долговечны. Явление Эдиты – абсолютно уникально!
С появлением Пугачевой и всего того, что последовало потом, для Эдиты наступили непростые годы, которые ей нужно было как-то пережить и победить. И то, что она с честью вышла из такой ситуации и осталась блестящей исполнительницей – это ее артистический подвиг! Нужно было иметь и выдержку, и терпение, которые у нее не отнимешь и, конечно же, нужно было обладать ее мудростью. Люди должны были удовлетворить свой голод и любопытство, наслушаться новой музыки сполна, успокоиться и понять, кто является их настоящим кумиром.
Эдите в те годы было важно сориентироваться, понять, как нужно теперь выглядеть, какой репертуар петь, какой создать себе имидж и стиль.  И она, как умная женщина, все правильно поняла и почувствовала и, к концу 80-х годов, уверенно заняла свою очень почетную и важную нишу.
Я думаю, что она останется на сцене ни на год и ни на два.
Теперь уже все будет зависеть только от ее физической формы, от ее самочувствия и энтузиазма. Она давно стала эмблемой стиля и достоянием нашей эстрады.
Она, по моему мнению, – Лучшая в своем жанре!

Дорогая Эдита, я желаю тебе, чтобы до твоего Юбилея и после ты все время пребывала в полном здравии, воодушевлении, чтобы у тебя было вдохновение и прекрасное настроение.
И чтобы это состояние, по прошествии Юбилея, ни в коем случае не прекратилось, а продолжалось бы и дальше.

Твой Андрей Петров

Именной каштан Эдиты Станиславовны в сквере Андрея Петрова.
Сюжет телеканала "Санкт-Петербург", 24.10.2015